Маркетинг-кит

Недавно прошла конференция «Авто.ру» и «Яндекса» — «Грани новой реальности». Помимо ожидаемых докладов о новых возможностях компаний, было немало полезной информации о том, как меняется авторынок в условиях пандемии. Разбираем тренды.

Онлайн-продажа

Сложно поверить, но онлайн-шоурумы набирают популярность в сфере авто. Покупка авто связана не только с оценкой рациональных характеристик, но также с эмоциями и отдельными впечатлениями: насколько комфортно в кресле, как пахнет в салоне, приятны ли материалы на ощупь. Однако потребность в безопасности и общая тенденция к движению в онлайн сделали своё дело. Во время пандемии многие дилеры изучали изменения спроса, проводили различные исследования. Один из подобных опросов показал, что 17% респондентов готовы купить машину без визита в автосалон. И более половины пользователей делают выбор ещё до посещения дилерского центра.

В небольших региональных дилерских центрах иногда не бывает в наличии некоторых комплектаций или только что появившихся моделей. Поэтому пользователю удобнее протестировать авто в онлайн-режиме, чем ехать в соседний город. Услуга доставки авто на дом практикуется, но пока не пользуется спросом.

Спрос растёт

Судя по отзывам представителей ДЦ, самым тяжёлым месяцем был апрель. Однако спрос никуда не делся: люди отложили покупку до более понятных во всех смыслах времён. Сейчас же наблюдается рост. Он, кстати, подогревается и тем, что многие сомневавшиеся в необходимости покупки автомобиля сделали выбор в сторону безопасности. Спрос на личные автомобили и каршеринг существенно вырос в том числе и потому, что люди боятся ездить в общественном транспорте.

Часть дилеров также отметили, что в массовом сегменте выросло количество кредитных сделок. Видимо, сказался экономический кризис, вызванный сокращениями на фоне пандемии. При этом, судя по опросам, несмотря на падение реальных доходов населения, автовладельцы планируют поднять класс авто при следующей покупке.

Пандемия сказалась не только на спросе, но и на производстве. Большинство дилерских центров жалуются на нехватку автомобилей на складах. И связана она не столько с ростом спроса, сколько с остановками на заводах весной-летом 2020 года.

Детальный разбор премиум-сегмента

Эксперты рынка провели достаточно много исследований и сформировали портрет покупателя и его путь до покупки. Вопреки стереотипам, премиум-авто выбирают преимущественно представители именно среднего класса (руководители подразделений, специалисты с высшим образованием), и чаще всего это семейный автомобиль. Такие люди не тратят время на сравнение конкретных моделей в одном ценовом сегменте. Прежде всего они выбирают бренд, которому доверяют. И уже внутри этого бренда определяются с моделью.

Поисковый спрос на премиальный сегмент растёт с сентября. От первого поиска до первого звонка в дилерский центр проходит в среднем 23 дня. Этот срок значительно короче, чем в масс-сегменте: в нём пользователи готовы месяцами определяться с интересующими моделями и только потом выходят на связь с ДЦ. Покупка происходит быстро (среднее время принятия решения — 1 месяц) и обычно без кредитования. 77% автовладельцев прошли тест-драйв перед покупкой, а 19% — и тест-драйв, и каршеринг. Средний срок владения авто — 4 года.

Гипотезы и прогнозы

Во время конференции неоднократно высказывалась мысль, что прогнозы в 2020 году — дело неблагодарное. Однако есть ряд гипотез, которыми участники поделились:

  • Поставки авто на склады, скорее всего, восстановятся к следующему году.
  • Уже сейчас отмечается потребность в связи с брендом и понимание его ценности — честность, открытость, человечность. И она продолжит расти.
  • Увеличится срок владения автомобилем.
  • Спрос на покупку упадёт к концу года.
  • Ожидается рост кредитов и спроса на трейд-ин, а также числа подписок на авто.