Маркетинг-кит

Интернет-магазин — это прежде всего рабочий инструмент. И он должен быть не просто красивым и функциональным для посетителей, но и удобным для управления и дальнейшего совершенствования. Однако функциональность и качество — вещи довольно субъективные. Не всегда заказчик может их самостоятельно оценить, особенно до того, как получит готовый продукт.

Из чего формируется цена

Когда оценка двух студий различается в два раза, возникает закономерный вопрос: это студия 1 завысила ценник или же студия 2 экономит на качестве? Чтобы ответить на него, нужно понимать, из чего складывается цена. На самом деле есть всего две вещи, которые влияют на формирование цены: стоимость часа работы и количество заложенных часов. Стоимость часа может существенно различаться в разных студиях. Обычно цена не афишируется, но, если её запросить, чаще всего её вам озвучат. Категоричный отказ должен насторожить потенциального клиента: вероятно, студия скрывает цены, потому что не может оправдать их перед клиентом.

На цену часа обычно влияют:

  1. квалификация и опыт специалистов, которые будут выполнять работу;
  2. рейтинг и портфолио веб-студии;
  3. объективные затраты студии (аренда офиса и его оснащение, обслуживание оборудования, обучение сотрудников и т. д.).

Разумеется, цена может быть завышена. Если возникли такие опасения, то можно прямо спросить, чем студия может подтвердить свою экспертизу, какие примеры работ может предоставить, в каких рейтингах участвует, может ли дать контакты бывших клиентов и т. п.

Со второй составляющей — оценкой по часам — всё немного сложнее. Разработка сайта состоит из нескольких этапов. Каждый из них важен и имеет минимальную планку времени, за которое можно обеспечить качество продукта. Разумеется, все сайты разные. Поэтому для примера мы взяли усреднённый вариант простого интернет-магазина, который разрабатывается с нуля с индивидуальным дизайном и у которого есть все основные функции.

1. Агрегация требований

На этом этапе собирается информация о продукте. Среднее время, за которое можно изучить бизнес клиента, проанализировать конкурентов и на основании этого сформировать структуру сайта, — 35 часов. Цифра может быть больше, если разрабатывается сложный нестандартный продукт.

Этап агрегации требований довольно часто пропускают молодые студии. Обычно это приводит к тому, что клиент получает не тот продукт, на который рассчитывал. И выясняется это не при приёмке, а уже во время пользования сайтом, когда подписаны акты и произведены расчёты.

2. Разработка прототипов

Стоимость этого этапа зависит от количества страниц, для которых нужно подготовить прототипы, наличия «Личного кабинета». Для сайта с небольшим количеством страниц на прототипирование нужно примерно 25 часов, для среднего проекта — 35–40 часов. Некоторые студии пытаются сократить время на этапе за счёт того, что не предоставляют заказчику кликабельный прототип в Figma. А ведь наличие такого прототипа позволяет заказчику увидеть, как будут выглядеть страницы на реальном сайте. Также заказчик может переходить между страницами, оставлять комментарии к отдельным элементам.

3. Дизайн

Время на дизайн также зависит от количества страниц и от их сложности — наличия различных состояний, микровзаимодействий. Минимальное время на этап дизайна — 60 часов, но чаще всего выходит около 90–100 часов. Основной способ сэкономить на этапе дизайна, а в последующем на вёрстке и программировании — продать клиенту не индивидуальный проект, а шаблонное решение собственной либо чужой разработки. Кстати, отсутствие кликабельного прототипа может быть признаком не только того, что студия пользуется устаревшими технологиями, но и признаком использования готового решения.

Также при разработке могут использоваться дизайн-системы — например, наборы готовых иконок или блоков, из которых собирается сайт. У многих студий есть такие наработки, и обычно заказчика предупреждают о том, что его сайт будет собран из готовых блоков (в этом случае и цена существенно меняется).