Маркетинг-кит

Разрабатывая сайт, немногие сразу оптимизируют его структуру под SEO-продвижение. В результате архитектуру приходится дорабатывать, теряя время и деньги, которые можно было вложить непосредственно в продвижение. Дальше мы расскажем, как разработать правильную SEO-структуру и почему она важна.

Оптимальная структура каталога для SEO-продвижения

Любой многостраничный сайт имеет базовую структуру, будь то сайт услуг или интернет-магазин. Иногда каталог (например, для интернет-магазина) создаётся на основе выгрузки из 1С и делится на категории, удобные для внутренней организации бизнеса (линейки продукции, коллекции и пр.). Как правило, эта структура не подходит для продвижения: обычному пользователю она непонятна, в ней трудно ориентироваться.

Каталог, разработанный под SEO-продвижение, создаётся для пользователей и с учётом того, как они ищут продукцию. Чем каталог проще и логичнее, тем лучше. Группировать товары можно по видам (стол, стул, шкаф), месту применения (шкаф в прихожую, шкаф в спальню, шкаф в детскую), комплектациям (двухстворчатый шкаф, шкаф-пенал, встроенный шкаф) и т. д. Но как определить категории и оценить полноту структуры сайта?


Пример удачной структуры

Этапы создания структуры

Первый этап — сбор семантического ядра, то есть списка ключевых слов. Это статистические данные, которые показывают, какими фразами и как часто пользователи ищут ту или иную услугу или продукт. Уже на этом этапе можно понять, какие продукты и услуги наиболее популярны и насколько детально нужно представить их на сайте.

Чтобы собрать полное семантическое ядро, которое будет охватывать весь необходимый спрос, рекомендуется:

  • изучить текущий ассортимент на сайте (если он есть);
  • запросить у клиента список товаров и услуг, которые пока не представлены на сайте, но планируются;
  • подобрать синонимы для товаров и услуг (например, услугу по увеличению губ могут искать как «контурная пластика губ», «ботокс губ», «филлеры в губы» и т. д.);
  • проанализировать сайты конкурентов, чтобы понять, как лучше позиционировать продукцию.

После того как семантическое ядро собрано, запросы кластеризуют (разделяют) по группам и определяют посадочные страницы. Главное правило: одному узкому кластеру должна соответствовать только одна страница на сайте.


Схема кластеризации (дерево каталога)

Наиболее часто встречающиеся ошибки из практики:

  • У категории есть дубль по отдельному URL-адресу. В этом случае поисковый робот не поймёт, какую версию страницы принимать за каноническую и ранжировать. Если логика каталога подразумевает вывод категории в разные разделы, то одним из решений будет вынести категории в отдельную папку, чтобы URL-адреса и «хлебные крошки» не наследовали вложенность разделов.
  • Создана общая категория, которая служит посадочной для нескольких кластеров. Например, единая страница «диваны, кресла, кресла-кровати». В данном случае необходимы отдельные страницы для посадки ключей по диванам, креслам и креслам-кроватям.
  • Товары делятся не по типам, а по брендам, линейкам, подборкам.

В данном случае деление каталога идёт по брендам и нет корневых посадочных страниц под типы масел (моторные масла, трансмиссионные, грузовые). Высокочастотные запросы не имеют страниц для посадки, ранжироваться не будут, а значит, сайт не получает потенциальный трафик.

Примечание: это не означает, что посадочные страницы для брендов не нужны. При высокой частоте брендовых запросов в структуру будущего сайта можно включить дополнительные каталоги. Например, на сайтах автозапчастей часто можно увидеть два каталога товаров — по типу запчасти и по производителю.

Создание фильтров и теговых страниц

После того как разработано основное дерево структуры и определены посадочные страницы для высокочастотных запросов, остаются низкочастотные запросы семантики, которые тоже могут принести трафик.

Чтобы не перегружать меню, создаются фильтры. Они формируются из характеристик и облегчают поиск товаров по нужным свойствам.

Базово результаты фильтрации формируются через get-параметры, которые добавляются к основному URL-адресу страницы. Это может выглядеть так: site.ru/catalog/noutbuki?type[1]=1&?type[2]=5

Такой вид URL не подходит для продвижения, поскольку не читаем роботами. Необходимо доработать функционал ЧПУ (человеко-понятный URL), а также сделать дополнительную возможность вывода уникализированных метатегов, заголовков и текстов (по необходимости).

Таким образом, появляется возможность сделать точечные посадочные страницы под низкочастотные запросы с прямым вхождением ключевого запроса, но не перегружая меню. Это могут быть как единичные характеристики (например, ноутбуки Asus), так и их комбинация (ноутбуки Asus с диагональю 14’’). Создание фильтров индивидуально для категорий, исходя из имеющихся запросов семантического ядра.

Самые популярные комбинации фильтров можно вынести в облако тегов, чтобы сразу давать пользователю готовые подборки.

Чем выгодна клиенту готовая структура сайта до его запуска?

Зачастую на SEO-продвижение поступают сайты, в которых приходится дорабатывать структуру каталога. Иногда эти работы достаточно сложные и требуют дополнительного бюджета. Кроме того, как вы уже поняли, аналитика сайта, подготовка структуры и внедрение необходимых доработок — довольно долгий процесс. Сначала узкие специалисты тратят время на исправление технических ошибок, а потом время требуется поисковым системам на индексирование сайта. Все это откладывает результат SEO-продвижения, а значит, клиент теряет потенциальные лиды.

Если уже на этапе разработки понятно, что сайт в дальнейшем будет продвигаться, обязательно обратитесь за помощью к SEO-специалисту, который даст рекомендации и разработает оптимальную структуру вашего сайта.