Каждый заказчик, у которого уже есть сайт, приходит к нам с искренним желанием совместной продуктивной работы. И приносит с собой длинный список творческих идей, которые не смог воплотить прежний подрядчик.
Но творчество творчеством, а вот соблюдение сроков никто не отменял. И тут имеется в виду поведение не только с нашей стороны. Что больше всего может тормозить рабочий процесс со стороны заказчика? И что может в перспективе снизить качество результата нашей совместной работы? Об этом мы сегодня и напишем.
Первая часть поста – это профессиональная рекомендация.
Вторая – скорее дружеский совет. Но от следования ему зависит как результат наших трудов, так, в конечном счете, и процветание бизнеса заказчика.
Этап перед началом работы с новым подрядчиком
Регистрируйте доменное имя на себя/свою компанию
Первое правило действует для компаний, которые только задумали создание сайта и обратились в свою первую веб-студию (интернет-агентство, к фрилансеру – нужное подчеркнуть). При этом бывают случаи, когда подобная фирма-подрядчик регистрирует доменное имя на себя, а не на клиента – собственника бизнеса.
Подобная практика может закончиться печально для вас – с фирмой-подрядчиком (или её руководителем) может случиться всё, что угодно. А вы останетесь без домена и без сайта, в который вложено много труда и финансов. Запомните – доменное имя должно принадлежать вам и только вам!
Сохраняйте все данные доступа в одном месте
Здесь имеются в виду данные, которые понадобятся новой команде для работы с сайтом. Чем оперативнее мы их получим, тем быстрее сможем погрузиться в новый проект.
К таким данным относятся: доступы к административной панели, к управлению доменом, к хостинг-площадке и аккаунтам сервисов статистики.
То же самое относится к любым дополнительным сервисам, подключенным к сайту – онлайн-чату, агрегатору онлайн-оплат и т.п.
Часто подобные вопросы владелец бизнеса отдает на откуп создателям сайта, не особо вдаваясь в технические подробности. Рекомендация – при сдаче сайта запрашивать всю информацию и сохранять её в одном месте.
Всегда имейте под рукой исходник логотипа
Как правило, логотип используется в любых рекламных коммуникациях компании, будь то сюжет на ТВ, буклет или промо-сайт. Однако каждый третий клиент не может предоставить его исходник (не говоря уже о полноценном брендбуке). Это часто бывает с фирмами, в которых отсутствует штатный дизайнер или маркетолог. В итоге веб-дизайнеру приходится работать с логотипом, не самым лучшим по качеству.
Запрашивайте у дизайнеров все исходники
Работаете вы с фрилансером или веб-студией – это не столь важно – всегда запрашивайте итоговые дизайн-макеты, а также иллюстрации, фотографии, инфографику в хорошем качестве и в виде исходников. Во-первых, всё это по праву принадлежит вам. Во-вторых, все эти материалы понадобятся при последующих доработках сайта.
Заполняйте бриф как можно подробнее
Не поленитесь, найдите время и подробно заполните все строчки брифа – от этого зависит не только качество результата, но и правомочность ваших последующих претензий к дизайнеру или руководителю проекта (если таковые возникнут). Если под словом «утонченный» и «дорогой» вы подразумевали, что дизайнер должен использовать светло-бежевую гамму, то так и напишите. Мы не умеем читать мысли. Полюбите бриф и ваши ожидания оправдаются.
Делитесь данными о своей целевой аудитории
Вы уже знаете, кто является потребителем ваших товаров или услуг. Мы – нет. Расскажите – кто они, какие вопросы они задают, что побуждает их пользоваться вашими услугами/товарами, какие просьбы от них поступают. Всё это поможет нам спроектировать сайт, решающий реальные проблемы реальных людей.
Этап поддержки и развития сайта
Регулярно давайте обратную связь
Нам очень приятно, когда заказчик всецело доверяет нашим действиям по развитию сайта и не вмешивается в творческий процесс. Но есть еще один вид невмешательства – отсутствие запросов и пожеланий. Мы не знаем всех тонкостей бизнеса, не общаемся напрямую с покупателями, не в курсе корпоративных событий.
Своевременно (а значит – заранее) сообщайте о новинках и акциях, делитесь интересными новостными поводами и своим видением развития сайта. Чтобы у нас получилось действительно плодотворное сотрудничество.
Получайте обратную связь от ваших клиентов
Часто мы сидим в своем «онлайне» и не знаем многих вещей, происходящих в ваших офисах, заведениях или телефонных разговорах. Спрашивайте ваших клиентов – «откуда» они пришли к вам. Если ответ – «с сайта», не забудьте уточнить, удобно ли пользоваться сайтом, какую информацию они хотели бы там видеть и т.п.
Порой в личных беседах с менеджером они могут поделиться опытом взаимодействия с сайтом, рассказать о трудностях или наоборот – о приятных впечатлениях.
Работайте с негативными отзывами
Публиковать на сайте исключительно положительные отзывы и игнорировать отрицательные – опасная политика в эпоху социальных сетей и всевозможных социальных сервисов. Сайт – отличный инструмент для того, чтобы перехватить негатив со строны клиента и не дать ему «уйти» в Twitter, ВКонтакте или на Flamp. Именно для этого на вашем сайте есть возможность оставить отзыв.
Доверяйте специалистам
Плотник делает шкафы, врач лечит заболевания, повар готовит болоньезе, а веб-дизайнер рисует сайт. Он делает это, так как научился рисовать, освоил профессиональные программы, прочитал кучу книг, посетил много дизайнерских конференций, семинаров, мастер-классов и уже создал несколько десятков интерфейсов. Поэтому не стоит настойчиво просить его «поиграть шрифтами» или добавить три флэш-баннера в шапку сайта.
То же самое относится к работе любого другого специалиста – интернет-маркетолога, копирайтера или специалиста по SEO.
Этот совет, наверное, должен звучать так – тщательно выбирайте компанию, которой впоследствии поручите продвижение вашего бизнеса в онлайне. Изучайте портфолио и читайте отзывы. А потом уже начинайте доверять и прислушиваться.