Всё больше людей начинают поиск не с Google, а с ChatGPT, Perplexity, Gemini или AI-обзоров в SERP. Так, в 2024 году доля поисков без переходов по ссылкам составила 60%. Ваш сайт может остаться невидимым для аудитории, даже если он в топе, — ведь гораздо удобнее получать готовые ответы от ИИ-ассистентов.

В этой статье расскажем, как продвигать сайт в новых реалиях, что такое GEO и как оно работает.

GEO (Generative Engine Optimization) — это оптимизация контента под генеративные поисковые системы и AI-ассистентов: ChatGPT, Gemini, Perplexity, «Яндекс Нейро» и Google AI Overviews.

SEO стремится вывести сайт в топ поисковой выдачи, GEO — сделать так, чтобы ваш контент оказался внутри ответа, сгенерированного искусственным интеллектом. То есть GEO помогает бренду быть не только найденным, но и услышанным — даже если пользователь не кликнет ни на одну ссылку.

ИИ-ассистенты собирают информацию из множества источников, структурируют её и выдают готовый ответ — это может быть краткое резюме, обзор, таблица, карусель или голосовой ответ. Если ваш контент не подходит для такого ответа — вы рискуете остаться невидимым, даже если сайт технически «в индексе».

GEO — не замена SEO, а его эволюция. Старые подходы в SEO уже не сработают так, как раньше, — и уже сейчас нужно начать подстраиваться под новые реалии.

Как оптимизировать сайт под AI-ассистентов?

  1. Добивайтесь упоминания на авторитетных площадках. Чем чаще о вас говорят в Сети, тем выше вероятность, что AI-сервисы и голосовые помощники выберут именно вашу компанию в качестве источника. Сюда относятся участие в рейтингах и подборках, активность на профильных форумах, комментарии к отраслевым статьям.
  2. Размещайте PR-статьи в отраслевых медиа и оптимизируйте их под поиск. Такие статьи должны быть ориентированы не на рекламу, а на пользу. Делайте чёткие формулировки, приводите факты и цифры. Важно писать не просто потому, что надо что-то написать, — а подумать, какие запросы есть у ваших клиентов.
  3. Старайтесь попасть в списки и базы. AI часто обращаются к устоявшимся справочникам — стремитесь попасть в них. Например, это может быть список лучших клиник или лучших мебельных фабрик. Важно: проработайте описание компании — из него должно быть понятно, чем вы занимаетесь и чем можете быть полезны клиентам.
  4. Создавайте такие страницы, которые будут легко процитированы AI-ассистентами. В этом помогут:
    — списки,
    — сравнения,
    — обзоры.
  5. Собирайте подробные отзывы. ИИ анализирует не только отзывы в Google и «Яндексе», но и данные с «Отзовика», 2ГИС и других профильных ресурсов. Кстати, ИИ обращает внимание на качество этих отзывов. Они должны быть чёткие и развёрнутые, с описанием услуг.
  6. Создавайте отдельные страницы под ключевые темы. Например, вместо общей страницы — несколько тематических страниц:
    — разработка одностраничных сайтов;
    — разработка сайтов-каталогов;
    — разработка многостраничных сайтов.
  7. Ищите длинные, уточнённые запросы (long-tail queries) — именно их подхватывает ИИ, потому что запросы в нейросети чаще всего более длинные и конкретные, например: «список компаний, которые делают многостраничные сайты для клиник».
  8. Не забывайте про SEO. Но воспринимайте оптимизацию не только в рамках вашего сайта, а работайте со всей поисковой выдачей целиком. Наращивайте в ней своё присутствие. Чтобы выбрать, где это стоит делать, посмотрите, что попадает на первую страницу поиска по нужным вам запросам.

А теперь поговорим о том, как настроить ваш контент так, чтобы он «привлекал» нейронки.

  1. Усиливайте экспертность за счёт E-E-A-T-принципов: Experience, Expertise, Authority, Trustworthiness. Чтобы АI-ассистенты находили именно ваш контент, им нужно показать, кто вы и почему вам можно доверять. Людям, как и нейронкам, нужно доказать, что вы разбираетесь в теме, — а значит, подтвердить свою экспертизу. Кстати, это важно как для GEO, так и для SEO.
  2. Используйте структурированную разметку, чтобы помочь ИИ-алгоритмам анализировать контент и включать его в выдачу. Если кратко, это стандартизированный код, который добавляется на сайт, чтобы обозначить, какой тип информации содержится на странице.
  3. Используйте более разговорные формулировки. Пишите так, будто объясняете что-то другу — без мудрёных терминов и сложных, неестественных конструкций. Конечно, важно чувствовать грань — и не писать чересчур разговорным текстом, будто общаются школьники на перемене. Подумайте о людях, которые будут это читать (и нейронках!).
  4. Приводите статистику AI. Проще вставить краткий статистический ответ, чем длинную теоретическую простыню текста. Так что используйте конкретные числа, проценты, даты, исследования.
  5. Покрывайте весь запрос целиком. Пишите так, чтобы страница полностью закрывала потребность пользователя, а не отвечала частично. Представим, у нас такой запрос: «Как выбрать беговые кроссовки для начинающих».

«Покупайте кроссовки известных брендов. Они удобные и подойдут для бега. Лучше выбирать Nike или Adidas» — такой ответ слишком общий, пользователь не получает реальной помощи в выборе.

В ответе нужно объяснить, как определить тип стопы, на что обращать внимание при выборе амортизации и размера, чем различаются модели для разных покрытий, а также дать рекомендации и ответы на частые вопросы. Такой подход делает контент не только полезным для человека, но и понятным для ИИ-систем: они видят, что материал закрывает всю потребность по запросу, и с большей вероятностью включают его в выдачу.