Всё больше людей начинают поиск не с Google, а с ChatGPT, Perplexity, Gemini или AI-обзоров в SERP. Так, в 2024 году доля поисков без переходов по ссылкам составила 60%. Ваш сайт может остаться невидимым для аудитории, даже если он в топе, — ведь гораздо удобнее получать готовые ответы от ИИ-ассистентов.
В этой статье расскажем, как продвигать сайт в новых реалиях, что такое GEO и как оно работает.
GEO (Generative Engine Optimization) — это оптимизация контента под генеративные поисковые системы и AI-ассистентов: ChatGPT, Gemini, Perplexity, «Яндекс Нейро» и Google AI Overviews.
SEO стремится вывести сайт в топ поисковой выдачи, GEO — сделать так, чтобы ваш контент оказался внутри ответа, сгенерированного искусственным интеллектом. То есть GEO помогает бренду быть не только найденным, но и услышанным — даже если пользователь не кликнет ни на одну ссылку.
ИИ-ассистенты собирают информацию из множества источников, структурируют её и выдают готовый ответ — это может быть краткое резюме, обзор, таблица, карусель или голосовой ответ. Если ваш контент не подходит для такого ответа — вы рискуете остаться невидимым, даже если сайт технически «в индексе».
GEO — не замена SEO, а его эволюция. Старые подходы в SEO уже не сработают так, как раньше, — и уже сейчас нужно начать подстраиваться под новые реалии.
Как оптимизировать сайт под AI-ассистентов?
- Добивайтесь упоминания на авторитетных площадках. Чем чаще о вас говорят в Сети, тем выше вероятность, что AI-сервисы и голосовые помощники выберут именно вашу компанию в качестве источника. Сюда относятся участие в рейтингах и подборках, активность на профильных форумах, комментарии к отраслевым статьям.
- Размещайте PR-статьи в отраслевых медиа и оптимизируйте их под поиск. Такие статьи должны быть ориентированы не на рекламу, а на пользу. Делайте чёткие формулировки, приводите факты и цифры. Важно писать не просто потому, что надо что-то написать, — а подумать, какие запросы есть у ваших клиентов.
- Старайтесь попасть в списки и базы. AI часто обращаются к устоявшимся справочникам — стремитесь попасть в них. Например, это может быть список лучших клиник или лучших мебельных фабрик. Важно: проработайте описание компании — из него должно быть понятно, чем вы занимаетесь и чем можете быть полезны клиентам.
- Создавайте такие страницы, которые будут легко процитированы AI-ассистентами. В этом помогут:
— списки,
— сравнения,
— обзоры. - Собирайте подробные отзывы. ИИ анализирует не только отзывы в Google и «Яндексе», но и данные с «Отзовика», 2ГИС и других профильных ресурсов. Кстати, ИИ обращает внимание на качество этих отзывов. Они должны быть чёткие и развёрнутые, с описанием услуг.
- Создавайте отдельные страницы под ключевые темы. Например, вместо общей страницы — несколько тематических страниц:
— разработка одностраничных сайтов;
— разработка сайтов-каталогов;
— разработка многостраничных сайтов. - Ищите длинные, уточнённые запросы (long-tail queries) — именно их подхватывает ИИ, потому что запросы в нейросети чаще всего более длинные и конкретные, например: «список компаний, которые делают многостраничные сайты для клиник».
- Не забывайте про SEO. Но воспринимайте оптимизацию не только в рамках вашего сайта, а работайте со всей поисковой выдачей целиком. Наращивайте в ней своё присутствие. Чтобы выбрать, где это стоит делать, посмотрите, что попадает на первую страницу поиска по нужным вам запросам.
А теперь поговорим о том, как настроить ваш контент так, чтобы он «привлекал» нейронки.
- Усиливайте экспертность за счёт E-E-A-T-принципов: Experience, Expertise, Authority, Trustworthiness. Чтобы АI-ассистенты находили именно ваш контент, им нужно показать, кто вы и почему вам можно доверять. Людям, как и нейронкам, нужно доказать, что вы разбираетесь в теме, — а значит, подтвердить свою экспертизу. Кстати, это важно как для GEO, так и для SEO.
- Используйте структурированную разметку, чтобы помочь ИИ-алгоритмам анализировать контент и включать его в выдачу. Если кратко, это стандартизированный код, который добавляется на сайт, чтобы обозначить, какой тип информации содержится на странице.
- Используйте более разговорные формулировки. Пишите так, будто объясняете что-то другу — без мудрёных терминов и сложных, неестественных конструкций. Конечно, важно чувствовать грань — и не писать чересчур разговорным текстом, будто общаются школьники на перемене. Подумайте о людях, которые будут это читать (и нейронках!).
- Приводите статистику AI. Проще вставить краткий статистический ответ, чем длинную теоретическую простыню текста. Так что используйте конкретные числа, проценты, даты, исследования.
- Покрывайте весь запрос целиком. Пишите так, чтобы страница полностью закрывала потребность пользователя, а не отвечала частично. Представим, у нас такой запрос: «Как выбрать беговые кроссовки для начинающих».
«Покупайте кроссовки известных брендов. Они удобные и подойдут для бега. Лучше выбирать Nike или Adidas» — такой ответ слишком общий, пользователь не получает реальной помощи в выборе.
В ответе нужно объяснить, как определить тип стопы, на что обращать внимание при выборе амортизации и размера, чем различаются модели для разных покрытий, а также дать рекомендации и ответы на частые вопросы. Такой подход делает контент не только полезным для человека, но и понятным для ИИ-систем: они видят, что материал закрывает всю потребность по запросу, и с большей вероятностью включают его в выдачу.