Маркетинг-кит

И снова о Google. Что из себя представляет алгоритм Google Bert, как изменится выдача, что нужно предпринять владельцам сайтов, чтобы быть на первой странице поисковика.

Об алгоритмах и изменениях в Google

Мы часто говорим нашим клиентам, что узнать достоверно все факторы ранжирования невозможно. Потому что они меняются во времени, имеют разный вес для разных сайтов — и ни одна, даже самая крупная, компания не сможет создать симуляцию работы алгоритмов поисковых систем просто из-за глобальной разницы во внутренних ресурсах. Google в среднем выпускает 2 обновления ежедневно — то есть это 600–700 обновлений в год. Значимых из них немного: принципиально менять выдачу могут примерно 2–3. Наш опыт показывает, что если для продвижения сайта не используются накрутки и некачественный контент, то не более чем одно из обновлений действительно требует оперативного вмешательства.

Из последних изменений можно отметить:

Медицинские апдейты. Алгоритмы получили такое название потому, что затронули прежде всего сайты медицинской тематики. Но «повезло» не только медицине. Последний апдейт, «Флорида-2», был анонсирован в марте. Если вкратце, то пострадали сайты, манипулирующие внешними ссылками, а также малополезные ресурсы. Также Google обозначил принцип EAT (экспертность-авторитетность-надежность), который играет определяющую роль для контента в ряде тематик: юриспруденция, финансы, медицина и т. п.

Mobile first. Приоритет мобильного контента над десктопным. Например, если у вас отдельная мобильная версия, то индексироваться будет она, а не основной сайт. Это не новый алгоритм — он был запущен очень давно. Сначала работал в режиме тестирования, но уже в этом году начались массовые переводы сайтов на мобильное индексирование. По данным Google, с 1 июля абсолютно все сайты переведены на новый тип индексирования.

Обновление поискового краулера. Это не алгоритм, однако изменение важное — мы, кстати, о нем писали. Если вкратце — поисковый робот научился понимать динамический контент (например, часть скриптов).

The June 2019 Core Update и the September 2019 Core Update. В Google решили, что из-за обилия обновлений самые значимые проще называть датами: так будет удобнее отвечать на вопросы пользователей. Обновления были связаны с детализацией принципов EAT и с тем, как поисковая система понимает запросы пользователей. Сам Google на панику пользователей ответил, что реагировать на эти обновления не нужно никак: они не должны повлиять на объем целевого трафика. Интересно здесь то, что последнее обновление с большой долей вероятности повлияло на новый алгоритм — Bert.

Google Bert

В октябре Google опять анонсировал масштабное изменение алгоритма, которое использует новый подход к пониманию запросов пользователя: не по ключевым словам, а интерпретацию предложения целиком. Поисковик назвал Bert самым масштабным обновлением за последние 5 лет, которое затронет 10% поисковых запросов.

Что именно произошло

Google переосмыслил формат поиска. Раньше он оперировал отдельными смысловыми частями запроса, а теперь будет пытаться понять смысл фразы. Вот пример: запрос про то, какую мебель не стоит покупать, — а выдача об обратном. Потому что здесь Google вытащил отдельные ключевые слова из запроса и не смог их правильно друг с другом связать. И если в данном случае статья все равно может быть полезна, то в ряде других случаев результаты совсем не соответствуют запросу.

Что делать

На самом деле пока не надо делать ничего — новый алгоритм тестируется в США и до русскоязычного сегмента еще не добрался. Если у вас есть бизнес в США — ниже рекомендации для вас. Но и остальным расслабляться не стоит: предыдущие обновления Google также тестировал на части сайтов, и все они уже в основном алгоритме. Так что с большой вероятностью через полгода будет анонс и для части русских запросов, а примерно через год алгоритм станет применяться для всех запросов. Следовательно, если вы сейчас работаете с контентом на сайте — проще его сразу создавать под новые правила.

Самое главное правило: контент должен быть написан для людей. Что это означает:

  • Используйте синонимы и похожие выражения в текстах. Чем шире будет затронуто поле запросов, тем больше вероятности показаться в выдаче.
  • Регулярно обновляйте список запросов и перерабатывайте под них материалы. Не обязательно переписывать весь контент — достаточно вписать пару-тройку новых фраз.
  • Ориентируйтесь на поисковые подсказки. Обычно в них то, что популярно у людей в последнее время.
  • Анализируйте поиск по сайту — что пытались найти люди и не нашли. Наверняка у вас это есть, но названо по-другому. Логи поиска расширят ваше представление о возможных формулировках товаров/услуг.
  • Анализируйте «Яндекс. Метрику» и «Гугл Аналитику» — поисковые запросы, по которым люди приходят на сайт (пусть и не очень часто), тоже вам помогут в формировании контент-плана.
  • Сделайте удобную навигацию по странице с материалом. Это правило актуально всегда. Никому не хочется читать портянки текста. Особенно это важно, если был задан очень узкий запрос и он раскрывается не в верхней части текста.