Маркетинг-кит

Санкции поисковиков, или, как их чаще называют, фильтры – это меры, которые применяются поисковыми системами против недобросовестно продвигающихся, а также некачественных сайтов. Они различаются по видам и последствиям, однако цель всех санкций одна – оставить в поисковой выдаче только самые качественные и полезные ресурсы.

Какие бывают санкции?

По причинам санкции разделяют на основные виды:

  1. Текстовые – за перенасыщение текстов SEO-фразами, неуникальный и некачественный контент сайта.
  2. Ссылочные – за покупку ссылок. Некачественные покупные ссылки легко обнаруживаются поисковой системой и ничего хорошего не несут.
  3. За накрутку поведенческих факторов – попытку выдать посещения сайта специальными программами за посещения людьми.
  4. За несоответствие сайта техническим стандартам (отсутствие мобильной версии, слишком низкая скорость работы и т. д.).
  5. Сайты не для людей – за подмену контента на сайте, наличие вирусов, дорвеев (оптимизированных страниц с перенаправлением на другой сайт), аффилиатов (дублей сайта), рекламного спама и др.

Условно санкциями можно назвать искусственное понижение в выдаче молодых ресурсов (так называемая «песочница»).

Фильтры могут накладываться как на весь сайт целиком (хостовый фильтр), так и на отдельные страницы. У «Яндекса» и Google разные алгоритмы – а значит, и разные фильтры. Но принцип действия и причины, за которые они накладываются, очень похожи.

Чем грозят санкции?

Сайт может быть понижен в выдаче частично или целиком, некоторые (а иногда и все) страницы могут быть исключены из индекса вообще, а также поисковая система может перестать учитывать некоторые факторы, которые влияли на позицию сайта. Раньше фильтры были отдельными программами, теперь же абсолютное большинство является частью алгоритма поисковой системы.

Как определить, что к сайту применены санкции?

Если вы не занимаетесь SEO и не проводите дополнительную аналитику, то практически единственным, хотя и не самым надежным признаком в определении проблемы будет снижение продаж. Недостоверный он потому, что продажи могли снизиться также из-за активности конкурентов, изменений цен, качества продукта или услуги и множества других причин.

Достоверными признаками являются:

- снижение позиций в выдаче (по конкретным запросам, целиком по всей услуге или сайту);

- снижение трафика (по конкретным поисковым фразам, страницам входа, из конкретной поисковой системы);

- появление предупреждений в веб-мастерах поисковых систем;

- падение скорости индексации ресурса;

- слишком медленный рост молодого сайта.

На любые изменения в индексации и ранжировании вашего сайта нужно реагировать оперативно.

Что с этим делать?

  • Для начала нужно определить, под какой фильтр попал ваш сайт. Самый простой способ – зайти в «Яндекс.Вебмастер» и Google Search Console и проверить предупреждения. Там чаще всего показываются фильтры, примененные ко всему сайту. Следует действовать по инструкции от самого поисковика, которую он всегда прилагает.
  • Если в веб-мастерах нет данных о примененных санкциях, то нужно проверить, по каким именно позициям сайт просел. Переспам связан с определенной группой ключевых слов, при этом не затрагивает всю страницу целиком. Переоптимизация накладывается на всю страницу, как и «Баден-Баден». Разумеется, обязательной является проверка на наличие страницы в индексе. Проверкой гипотезы также может служить сравнение трафика по ключевым словам и страницам входа с выбранной поисковой системы до и после возникновения проблемы. Вопрос текстовых фильтров решается заменой текстов на страницах.
  • Если вы покупали ссылки, то стоит проверить, не изменилась ли репутация их источников. Для снятия ссылочных фильтров достаточно удалить некачественные покупные ссылки.
  • Фильтры за накрутку поведенческих факторов всегда отображаются в веб-мастерах. Нужно как можно быстрее прекратить проплачивать сервис, с помощью которого производилась накрутка. К сожалению, здесь прогнозы очень печальные: «Яндекс» установил минимальный срок нахождения под фильтром в 8 месяцев. С учетом отложенности результатов продвижения стоит рассмотреть вариант покупки нового доменного имени. Этот же совет для тех, кто нашел на своем сайте серьезные фильтры, например за adult-контент.
  • Если вы не покупали ссылки и не нашли текстовых фильтров, то стоит также проверить сайт на наличие вирусов.
  • Если ни один совет из приведенных выше не сработал – ищите данные об обновлении алгоритма той поисковой системы, в которой упали позиции и трафик. Поисковики не всегда анонсируют изменения алгоритмов. Вы не единственный владелец сайта – наверняка кто-то столкнулся с той же проблемой. Когда множество владельцев сайтов говорят о единовременных изменениях – речь идет именно об обновлении, которое нужно детально изучить.

Для молодых сайтов совет простой: повышайте свой авторитет у поисковика. Самый действенный способ – часто обновлять контент и повышать ссылочную массу. Причем ссылки должны быть разнообразными: из каталогов, карт, отзовиков, статей, новостей и т. д. Чем разнообразнее и авторитетнее источники – тем лучше.

Как не попасть под санкции

  • Внимательно относитесь к техническому состоянию своего сайта, отсутствию уязвимостей в коде. Если вы сами не можете постоянно этим заниматься, закажите техническую поддержку.
  • Установите на сайт метрики и веб-мастеры поисковых систем, чтобы своевременно реагировать на все изменения.
  • Соберите актуальное семантическое ядро и отслеживайте позиции своего сайта.
  • Не злоупотребляйте оптимизацией текстов под ключевые слова. Алгоритмы поисковиков изменились, поэтому действовать нужно осторожнее. Особенное внимание к коммерческим маркерам – «купить», «город», «заказ» и т. д.
  • Позаботьтесь о технической оптимизации – скорости загрузки, наличии адаптивной верстки, быстром хостинге. Поисковики трепетно относятся к тому, как долго открывается ваш сайт и все ли на нем видно пользователям мобильных устройств.
  • Регулярно обновляйте контент и улучшайте свой ресурс. Сейчас поисковые системы уделяют огромное внимание удобству сайта для пользователей. Отслеживайте, с каких страниц большие отказы, где у пользователей возникают трудности, как сделать сайт проще и логичнее.