Сейчас самое лучшее время для того, чтобы начать развивать свой интернет-магазин или создать его, если его не было. У покупателей практически нет другого выбора, кроме как искать привычные товары с доставкой на дом. Как сделать интернет-магазин привлекательным для поисковых систем? Что учесть при разработке? Разбираемся в этой статье.
Юзабилити и SEO
Тема юзабилити огромна — и мы считаем необходимым разобрать её подробно. Эта часть посвящена тем аспектам, которые напрямую связаны с SEO-продвижением. Почему юзабилити важно для SEO: поведенческие (отказы, время на сайте и т. п.) и коммерческие (удобство совершения заказа) факторы относятся к значимым характеристикам, по которым ранжируется сайт. И с каждым годом их значимость только повышается.
Логика поисковой системы проста: сайты, которые делаются для людей, должны иметь приоритет в выдаче. Ведь в конечном счёте после череды неудобных и непонятных ресурсов пользователь придёт именно туда, где позаботились о его удобстве.
Коммерческие факторы
К коммерческим факторам относится всё, что помогает покупателю быстро и без трудностей совершить покупку. Вот примеры коммерческих факторов интернет-магазина:
- цена и её зависимость от условий;
- наличие товара;
- информация о доставке — стоимости, времени, транспортной компании;
- информация о дополнительных услугах и их стоимости;
- сопутствующие товары/услуги;
- похожие товары/услуги;
- наличие характеристик/описания услуги;
- понятное переключение между городами;
- адреса филиалов, магазинов, складов и их телефоны;
- другие способы связи — соцсети, мессенджеры;
- онлайн-чаты и формы обратной связи.
Вы можете внедрить все эти данные в карточку товара, чтобы пользователь имел исчерпывающую информацию о товаре на одной странице. Помимо очевидной необходимости доработать карточку товара, возникает и другой момент: для того, чтобы в карточку попасть, её нужно найти. Если в интернет-магазине десятки, а то и сотни тысяч товаров, иногда это бывает проблематично.
Поэтому существуют базовые моменты доработки навигации:
- расположение стандартных блоков в привычных местах;
- продуманные взаимосвязи между страницами;
- оптимизация под все виды устройств;
- удобство просмотра медиаконтента (фото, видео, анимации);
- соответствие структуры сайта его предложениям;
- готовые подборки товаров с быстрыми переходами в них.
На самом деле пунктов значительно больше — это системы фильтрации, сортировки, поиск по сайту и т. д. Однако большинство таких страниц закрываются от индексации, поэтому не влияют на SEO. Для страниц результатов фильтрации обычно создаются готовые подборки по самым популярным категориям и характеристикам и настраиваются SEO данные.
Для того чтобы понять, насколько хорошо выстроена навигация на вашем сайте, проведите простой эксперимент. Выберите несколько разных запросов, которые отражают детали товара (например, «чёрное платье с воротником»), найдите в своём кругу человека, который ни разу не пользовался вашим сайтом, и дайте ему задание найти все товары, подходящие под критерии, с началом движения с главной страницы. Если возникают трудности, то это повод что-то поменять.
Поведенческие факторы
К поведенческим факторам относятся:
- кликабельность из выдачи;
- показатель отказов;
- время на сайте;
- количество просмотренных страниц;
- возврат в выдачу.
Несмотря на многочисленные предупреждения от поисковых систем, некоторые компании до сих пор пользуются услугами накрутки посещений сайта роботами для прокачки поведенческих факторов. Мы много писали, почему так делать нельзя. Лучшее, что вы можете сделать, — продолжить работу над сайтом и не пытаться обманывать поисковик.
Оптимизация нишевых посадочных страниц
Поскольку мы говорим про SEO, то обойтись только созданием и доработкой содержания страниц интернет-магазина нельзя. Нужно всё-таки выполнить базовую оптимизацию. Кстати, вы выполнили задание по проверке удобства навигации? А теперь мы дадим задание немного сложнее. Оставим те же запросы, по которым ваш знакомый искал подборки товаров. Но теперь представим, что пользователь попадает на страницы этих подборок из поисковой выдачи, а не с главной страницы. Определите:
1. Есть ли у этих страниц понятный url-адрес без лишних параметров? Url-адрес относится к важнейшим факторам ранжирования.
2. Прописаны ли значимые характеристики подборки товаров в метатегах? Метатеги важны не только для ранжирования: они помогают привлечь в выдаче внимание пользователя именно к вашему сайту.
Пример индивидуально прописанных метатегов для узкой группы товаров:
3. Соответствует ли заголовок страницы запросу пользователя? Как вы уже поняли, мы ищем чёрный телефон «Сяоми» — значит, и заголовок должен быть таким же.
4. Какой текст-описание присутствует на странице? Взятый из общей группы или написанный индивидуально для этой страницы? Релевантность страницы запросу определяется в том числе из текста страницы. Вот пример части текста с сайта с удачным url-адресом.
5. Есть ли на странице коммерческие маркеры? К таким маркерам обычно относят слова: «купить», «заказать», «на заказ», «в наличии», «доставка», «цена», «город», «дёшево», «недорого». Маркеров не должно быть много (их переизбыток приведёт к наложению санкций на сайт), примерно два. Можно использовать несколько ключевых слов из списка по одному разу — этого достаточно. Присутствовать они могут как в тексте, так и в других элементах сайта.
Выводы
Если вы внедрили все (или большинство) из вышеперечисленных требований, ваш интернет-магазин определённо станет удобнее для людей и будет выше ранжироваться в поиске. Разумеется, это не всё SEO, а лишь его малая часть.
Не знаете, с чего начать работу над сайтом? Закажите бесплатный аудит сайта — и вместе мы решим, в каком направлении двигаться дальше!