Маркетинг-кит

Разбираемся, где и как искать историю поисковых запросов, а также как выбрать те, по которым стоит продвигаться.

Первый этап в продвижении любого сайта — сбор семантического ядра, то есть запросов пользователей, по которым нам хотелось бы оказаться в топе выдачи. Есть немало сервисов, которые предлагают автоматизированно подобрать такие запросы, но самый очевидный метод — обратиться к первоисточнику. Практически все сервисы берут информацию из одного места — «Яндекс. Вордстат».

Как работать с «Вордстатом»?

Важно понимать, что «Вордстат» показывает не реальную частоту поиска, а частоту показа рекламы по запросу. То есть если никто не давал рекламу по вашему товару или услуге, то на статистику опираться нельзя. Такие случаи крайне редки и обычно касаются чего-то абсолютно нового на рынке.

Тем не менее, даже если статистика в «Вордстате» есть, нужно уметь ее правильно собрать. Давайте разберём это на примере:

Вы занимаетесь настройкой укулеле. Живёте в Иркутске, но при необходимости можете доехать до Ангарска. Вы подумываете о создании и продвижении сайта, но сначала хотелось бы понять, каков спрос на ваши услуги.

Вы идёте в «Вордстат» и набираете самый очевидный запрос — «настройка укулеле».

«Вордстат» вам предлагает массу вариантов запросов, из которых вы можете понять, что, помимо ваших услуг, пользователи ищут также онлайн-сервисы для самостоятельной настройки. Эти запросы нас не интересуют, но есть большой повод для радости: только по запросу «настройки укулеле» уже 6505 потенциальных клиентов! Однако это не совсем так. «Вордстат» нам показал результаты всего русскоязычного сегмента — но мы-то в Иркутске. Поэтому поставим для начала нужный регион.

И вот уже более реальные цифры. Но и тут не всё так просто. Дело в том, что для получения точной частоты в «Вордстате» нужно пользоваться специальными операторами. А такой простой поиск, как на скриншоте, нам показывает совсем недостоверные данные. В 56 показов также входят и 8 показов по настройке укулеле онлайн, и запросы тюнера и т. д. То есть 56 — это частота поиска всех фраз, которые содержат «настройка укулеле», а также склонения слов по числам и падежам. Чтобы получить абсолютно точную частоту, нужно всю фразу заключить в кавычки и перед каждым словом поставить «!».

И вот уже точная цифра: вашу услугу ищут 25 раз в месяц. С учётом того, что рынок настройки укулеле низкоконкурентен, вы (вроде бы) не останетесь без работы. Но целесообразность создания сайта становится сомнительной. Идём дальше.

Виды запросов. Какие запросы подходят большинству компаний

Есть очень много классификаций запросов. Наиболее важными мы считаем два: по геозависимости и цели.

С геозависимостью всё просто. Есть запросы, по которым разная выдача в разных городах, и запросы, по которым выдача одинаковая везде. Например, если вы заказываете еду, вам важно увидеть доставки вашего города. А если ищете, что такое синхрофазотрон, то регион для вас не важен. Для коммерческих секторов имеют значение только геозависимые запросы. Определить геозависимость просто: наберите запрос в поиске и посмотрите, какие сайты вам предложены — вашего города или со всей России и не только.

По цели запросы делятся на:

  • Навигационные. Запросы формата «рядом со мной», «где находится». Специально такие запросы не стоит продвигать: если вы есть на картах, а на сайте нормально заполнен раздел контактов, то вас точно найдут.
  • Информационные. Чаще всего это запросы «как», «что это», «зачем» и подобные. Пользователи ищут информацию и не собираются ничего заказывать. Продвигать такие запросы абсолютно не имеет смысла, если вы ещё не привлекли трафик по следующему типу запросов.
  • Транзакционные (они же коммерческие). Запросы, подразумевающие действие: «купить», «заказать», «цена» и т. п. Это самые важные запросы, для продвижения которых нужно приложить максимум усилий.
  • Общие. По таким запросам выдача смешанная. Могут попасться и информационные ресурсы, и компании. Продвижение по таким запросам имеет смысл, но кликабельность из выдачи может быть ниже, чем по транзакционным запросам.
  • Мультимедиа. Запросы картинок, видео, pdf. Практически всегда не подходят для продвижения.

Возвращаемся к нашему примеру. Как мы помним, наш запрос — «настройка укулеле». По смыслу он может быть общим и информационным. Чтобы определить тип запроса, идём в выдачу. И она выглядит вот так:

Тут мы понимаем, что наш основной запрос — негеозависимый информационный. Поисковая система отслеживала поведение пользователей и выяснила, что по такому запросу их не интересуют услуги настройки. Аналогичная ситуация с менее частотным запросом «настроить укулеле». Поэтому для вас создание сайта станет скорее убыточным предприятием. Гораздо более результативным способом продвижения станет размещение своих услуг на каком-либо агрегаторе (например, на аукционе).

Вы можете возразить и сказать, что настройка укулеле — очень тонкий процесс. По видеоинструкциям в Интернете практически ничего не понятно, поэтому вам стоило бы написать статью, аналогичную конкурентам в выдаче, и завлечь пользователя на свой сайт. А когда у него не получится настроить самостоятельно — предложить свои услуги. Логика верна. Однако конкуренция по такому запросу будет уже не по родному Иркутску, а по всему русскоязычному сегменту. Продвижение становится гораздо сложнее. Ради результата в 25 посетителей в месяц (из Иркутска) не стоит проводить такие сложные работы.

Выводы

Пример с укулеле показателен: это очень узкий сегмент поисковой выдачи. Но что делать тем, кто предлагает гораздо более востребованные услуги? Предугадать все запросы пользователей и каждый из них отдельно проверять в «Вордстате» — слишком долгое занятие. Для решения таких вопросов есть специальные программы — как онлайн, так и десктопные. Самое полное семантическое ядро можно собрать с помощью самой популярной в Рунете программы Key Collector. Она платная, оплачивается один раз. Онлайн-сервисы дают менее полные и точные данные, но зато есть возможность получить их абсолютно бесплатно.

Сбор семантического ядра можно заказать и в веб-студии. Такая услуга может предоставляться как часть комплексного тарифа на продвижение либо отдельно от него.