Маркетинг-кит

В последнее время мы особенно часто слышим от клиентов, что «SEO — это устаревший инструмент интернет-маркетинга», «поисковики сделали невозможным бесплатное продвижение», «если даже SEO еще не умерло, то точно умрет в ближайшее время». Действительно ли это так? Давайте разбираться!

Каждый слух имеет под собой основания — изменения алгоритмов, высказывания представителей поисковых систем или аналитику от серьезных компаний. Существует немало фактов, которые повлияли на мнение людей. В этой статье мы опишем самые главные изменения, которые привели к мифу «SEO больше не работает». Ну и, конечно, дадим свою оценку.

Покупка ссылок

Слухи о том, что SEO скоро умрет, начались с того момента, когда изменились алгоритмы оценки ссылок. Грянул «Минусинск» от «Яндекса», «Пингвин» от Google — и просто покупать ссылки для получения позиций в топе стало недостаточно. Те, кто привык к простой работе («купил ссылки, почистил неактуальное, проплатил следующий месяц»), сразу же дали оценку: ссылки не работают. На самом деле алгоритмы, которые привели к обрушению из выдачи мастодонтов, не аннулировали действие ссылок, а только существенно повысили ценз качества. Сейчас 2019 год — и знаете что? Ссылки все еще работают! Но только качественные ссылки из влиятельных источников.

SEO-тексты

Новая волна «SEO не работает» появилась при выходе «Баден-Бадена» от «Яндекса» в 2017 году — снова обвал выдачи, многочисленные мнения экспертов о том, что SEO-тексты больше писать нельзя, и прочие высказывания про начало конца. На самом деле история повторилась: тексты как оставались значимым фактором ранжирования, так и остались. Алгоритмы определения переоптимизации существовали и раньше. Просто теперь в них произошли кардинальные изменения: поисковые роботы научились находить бесполезные тексты. А значит, стало необходимо писать их более качественно.

К слову, для тех, кто далек от SEO: «Минусинск», «Пингвин» и «Баден-Баден» — это фильтры поисковых систем. То есть карательная часть в их алгоритме оценки сайтов. Фильтры накладываются за недобросовестное продвижение сайтов, за бесполезность ресурса или его опасность для пользователей.

Удобство для пользователей

Красной нитью в SEO последние годы проходит мысль о том, что все сайты должны быть полезными — и что эта самая полезность принесет высокие позиции ресурсу. Вот пример из блога «Яндекса», который многократно подтверждался представителями на конференциях, вебинарах.

Также немало слухов породил индекс качества сайта, который пришел на смену старому показателю ТИЦ. Согласно самому названию, выше показатели будут у более качественных сайтов. Прошло немало времени с введения индекса, чтобы уверенно сказать: ИКС вообще никак не повлиял на ранжирование, а остался всего лишь еще одной цифрой, которая иллюстрирует уже существующие алгоритмы.

Владельцы сайта не всегда понимают, как поисковый робот может оценить его полезность. Почему наличие нескольких кнопок — это положительный знак? Как вообще все это работает? Вместе с этим непониманием приходит уже не новая мысль: продвигать сайты совершенно невозможно, ведь теперь стало совсем непонятно, чего от нас хотят поисковики. Алгоритмы стали настолько запутанными, что разгадать тайну, как получить заветные позиции на первой странице, становится очень и очень нелегко. Но, тем не менее, возможно: достаточно изучить поведение пользователей в системах аналитики. Даже самая обычная «Яндекс. Метрика» даст немало информации о том, какие страницы сайта необходимо доработать.

Увеличение доли рекламы и ответы в поиске

К вышеперечисленным фактам добавился и еще один неприятный момент: рекламы к 2019 году стало действительно больше. Намного больше. Реклама зачастую занимает весь первый экран выдачи, преследует нас в ряде продуктов вроде «Яндекс. Маркет», «Беру», Google Merchant и внутри выдачи в лице сайтов, которые принадлежат поисковикам. Если раньше считалось, что первое место в органической выдаче приносит примерно треть потенциального трафика, то теперь по ряду запросов нет и одной шестой. С учетом постоянно растущей доли агрегаторов показаться на первой странице выдачи считается целым достижением.

Спорить с фактом увеличения рекламы бесполезно. Но достаточно отметить, что эксперты, высказывающиеся о бесполезности SEO в целом, не учитывают, что подобная ситуация есть далеко не в каждой тематике и не по всем запросам. Кроме того, появились и новые методы — вместо того чтобы конкурировать с агрегаторами, гораздо выгоднее на них разместиться. А также воспользоваться методами формирования репутации: к примеру, сейчас очень популярен крауд-маркетинг. Реклама породила немало новых возможностей привлечения трафика на сайт.

Так что же на самом деле?

SEO действительно умерло в том виде, в котором его привыкла видеть «старая школа» оптимизаторов. Самая главная вещь, которую сейчас важно знать любом SEO-специалисту и владельцу сайта: требования к сайтам существенно повысились у обеих систем. Но SEO продолжает работать. Просто необходимо детально исследовать нишу, свой сайт, конкурентов, ведь главный инструмент анализа у нас никто не отнял — саму поисковую выдачу.

Даже если абсолютно неясно, почему именно ваш сайт не растет, достаточно открыть «Яндекс» и Google и посмотреть, что уже в топе. Анализ этих веб-ресурсов поможет сформировать список тех инструментов, которые точно сработают именно для вас. И этот инструмент останется с нами всегда. Как бы ни детализировались алгоритмы и как бы сложны они ни становились, результат их вычислений всегда перед глазами — на экране вашего компьютера и телефона.

Сама мысль о том, что поисковики не заинтересованы в том, чтобы сайты оптимизировали и чтобы реклама заняла всю выдачу, абсурдна: поисковики живут за счет рекламы, если она станет слишком навязчивой, то люди перестанут пользоваться поисковиком и некому будет показывать рекламу. Каждый новый алгоритм призван найти сайты, которые больше всего понравятся пользователям. Поймите, что будет полезно пользователям вашего сайта, — и будет вам счастье.